Модуль "Основные средства" Программы РАСА предназначен для:
Перед началом использования Программы РАСА неободимо внести в неё сведения об уже имеющихся в Организации основных средствах. Этот вопрос рассматривается отдельно в Разделе Начало работы с Программой.
Перед принятием к учету любого основного средства должны быть заполнены следующие справочники.
В общем случае процесс принятия к учету основного средства Организаций выглядит так:
При формировании в Программе РАСА документов, для приема актива к учету в качестве основного средства необходимо понимать следующее: купленные материальные ценности могут "стать" основными средствами сразу после покупки (например, купили компьютер и выдали его в пользование сотруднику), но так же возможен вариант, когда между приобретением материальных ценностей и их "преобразованием" в основное средство проходит какое-то время (например, покупка и монтаж трансформаторной подстанции, котельной, строительство зданий и т.д.).
Для покупки материальных ценностей, которые сразу становятся основными средствами, закрепляются за ответственным лицом и, соответственно, не нуждаются в предварительном учёте на складе, в Программе РАСА предусмотрен документ Покупка ОС.
Для покупки материальных ценностей, которым требуется предварительный складской учет, используются любые приходные товарные докумненты. В дальнейшем для формирования первоначальной стоимости объекта ОС, купленные материалы списываются со склада Актом списания.
Покупка ОС и (или) Акт списания включаются в Акт оприходования ОС в раздел Товары.
Работы сторонних организаций учитываются как покупка услуг.
Ведомости затрат, которыми оформлена покупка услуг, включаются в Акт оприходования ОС в раздел Затраты.
Для этого предназначен документ Акт оприходования ОС. В этом документе собираются все затраты, формирующие первоначальную стоимость Основного средства и определяются все необходимые для дальнейшего учета (бухгалтерского и налогового) характеристики. Вместе с Актом оприходования ОС Система РАСА создает карточку основного средства, которая появляется в справочнике Карточек ОС. Акт оприходования может быть распечатан в виде ОС-1 (при оприходовании одиночного ОС), либо ОС-1Б (при оприходовании нескольких ОС).
Если в Организации используется несколько режимов налогообложения для различных видов деятельности, то при принятии ОС к учету необходимо сразу указать, в деятельности облагаемой каким режимом налогообложения будет использваться основное средство.
Справочник Карточки ОС содержит карточки учета основных средств Организации. В карточке учета ОС отражаются параметры, с которыми основное средство было принято к учету (бухгалтерскому и налоговому). Кроме того, в карточке отражаются все документы, которыми проводилось движение ОС (прием, передача, ремонт, модернизация ...) и выполнялось начисление амортизации.
В процессе эксплуатации Основного средства возможны его перемещения внутри Организации (изменение ответственного лица,
места хранения ...), восстановление, списание или передача другому лицу, вывод в резерв, возврат в эксплуатацию.
Для регистрации всех этих случаев в Программе РАСА предусмотрены соответствующие документы. Особенностью всех этих
документов является возможность изменения степени использования ОС. В Программе РАСА предусмотрено несколько
степеней использования главной и единственной характеристикой которых являеятся амортизируемость ОС.
Степень использования | Амортизируемость ОС |
---|---|
в эксплуатации | |
в запасе (резерве) | |
в ремонте | |
в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации | |
на консервации | |
на длительной консервации (более 3-х месяцев) | |
выбыл | |
на длительном восстановлении (более 12-ти месяцев) |
Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Для оформления всех видов восстановления ОС в Программе РАСА служит документ Акт приема из ремонта (РОС). Если в результате модернизации или реконтструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта ОС, то затраты на такое восстановление увеличиваю первоначальную стоимость объекта ОС.
В процессе восстановления объекта Основных средств в Программу РАСА вводятся связанные с ним затраты: услуги, как ВДЗ, матриальные затараты либо в виде приходного товарного документа, либо как покупку ОС по аналогии с принятием ОС к учету. При создании документа Акт приема из ремонта Пользователь включает в него все затраты связанные с восстановлением объекта ОС (как материальные, так и услуги) и указывает новые срок полезного использования и первоначальную стоимость (если они были изменены). Документ предоставляет возможность оформить восстановление сразу нескольких ОС.
Иногда возникает необходимость изменения "приписки" к объекта ОС к материально-ответсвенному лицу с изменением, либо без изменения подразделения, в котором он учитывается. Для этих целей в Программе РАСА служит документ Внутреннее перемещение (ЩОС) в котром Пользователь может выбрать передающее и принимающее материально-ответсвенное лицо, а так же передающее и принимающее подразделения. Пользователь может распечатать документ Внутренне перемещение в виде типовой формы ОС-2.
При необходимости изменения степени использования ОС, например, для вывода на консервацию или в запас так же используется документ Внутреннее перемещение (ЩОС), в котором в качестве передающего и принимающего МОЛ используется один и тот же сотрудник. Таким документом можно установить любую степень использвания.
При необходимости измененить режим налогообложения (основное средство стало применяться в деятельности Организации, подлежащей налогообложению в режиме отличном от того, в котором оно применялось до этого), сноваиспользуется документ Внутреннее перемещение (ЩОС), в котором можно установить любое новое сочетание режимов налогообложения.
Существует много причин для выбытия ОС (продажа, прекращение использования вследствие морального или физического износа, ликвидация при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации и т.д.). При выбытии ОС в случаях не связанных с передачей его другоому лицу необходимо использовать Акт списания ОС, если выбытие связано с передачей ОС другому лицу, например, с продажей ОС, то необходимо использовать Акт передачи ОС.
Выбытие ОС является действием обратным принятию к учету, т.е. актив перестаёт учитываться, как основное средство, но при этом могут появиться материальные ценности, требующие учета на складе Органиазции. Кроме того, Организация может нести и другие затраты, связанные с выбытием ОС, например, могут потребоваться услуги внешних организаций для демонтажа ОС, для доставки его новому владельцу (при продаже) и т.д.
По аналогии с Актом оприодовани ОС в Акте списания и Акте передачи можно учесть затраты, связанные свыбытием ОС и появившиеся в результате выбытия материальные ценности. Затраты вводятся в Программу РАСА Ведомостями затрат (ВДЗ), а материальные ценности учитываются по разному в зависимости от варианта выбытия:
В Организации может быть принято решение о переоценке групп однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Для переоценки ОС в Программе РАСА предназаначен документ Переоценка ОС (ЦОС).
Для расчета налога на прибыль организаций ежемесячно начисляется амортизация. Документ, который выполняет эту операцию так и называется Начисление амортизации (АОС). Для того, чтоб Основное средство попало в документ при его автоматическом формировании, необходимо одновременно выполнение следующих условий:
Расчет амортизации в бухгалтерском и в налоговом учете выполняется линейным способом. Ежемесячная норма амортизации рассчитывается по-разному для налогового и для бухгалтерского учета:
Пример:
Основное средство оприходовано с первоначальной стоимостью 100000р и сроком полезного использования 25 месяцев.
На десятом месяце эксплаутации был выполнен восстановительный ремонт, по результатам которого превоначальная
стоимость была установлена в 150000р, а срок полезного использования увеличен до 30 месяцев.
Первые десять месяцев нома амортизации и в управленческом и в налоговом учете составляла 100000/25 = 4000р
Начиная с одинадцатого месяца:
В программе РАСА предусмотрено два отчета по состоянию принятых к учету Основных средств: