Основные средства

Модуль "Основные средства" Программы РАСА предназначен для:

Перенос сведений об объектах основных средств из других учетных систем

Перед началом использования Программы РАСА неободимо внести в неё сведения об уже имеющихся в Организации основных средствах. Этот вопрос рассматривается отдельно в Разделе Начало работы с Программой.

Принятие к учету Основного средства

Перед принятием к учету любого основного средства должны быть заполнены следующие справочники.

В общем случае процесс принятия к учету основного средства Организаций выглядит так:

Жизненный цикл Основного средства

В процессе эксплуатации Основного средства возможны его перемещения внутри Организации (изменение ответственного лица, места хранения ...), восстановление, списание или передача другому лицу, вывод в резерв, возврат в эксплуатацию. Для регистрации всех этих случаев в Программе РАСА предусмотрены соответствующие документы. Особенностью всех этих документов является возможность изменения степени использования ОС. В Программе РАСА предусмотрено несколько степеней использования главной и единственной характеристикой которых являеятся амортизируемость ОС.
Степень использования Амортизируемость ОС
в эксплуатации
в запасе (резерве)
в ремонте
в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации
на консервации
на длительной консервации (более 3-х месяцев)
выбыл
на длительном восстановлении (более 12-ти месяцев)

Документы, изменяющие степень использования ОС, влияют на начисление амортизации начиная с месяца, следующим за изменением степени использования. Например, если в середине марта ОС было выведено на длительное восстановление (больше 12 месяцев), то в марте ещё будет начислена амортизация (причем, за весь месяц), в апреле уже не будет.

Восстановление основного средства

Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Для оформления всех видов восстановления ОС в Программе РАСА служит документ Акт приема из ремонта (РОС). Если в результате модернизации или реконтструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта ОС, то затраты на такое восстановление увеличиваю первоначальную стоимость объекта ОС.

В процессе восстановления объекта Основных средств в Программу РАСА вводятся связанные с ним затраты: услуги, как ВДЗ, матриальные затараты либо в виде приходного товарного документа, либо как покупку ОС по аналогии с принятием ОС к учету. При создании документа Акт приема из ремонта Пользователь включает в него все затраты связанные с восстановлением объекта ОС (как материальные, так и услуги) и указывает новые срок полезного использования и первоначальную стоимость (если они были изменены). Документ предоставляет возможность оформить восстановление сразу нескольких ОС.

Внутренние перемещения

Иногда возникает необходимость изменения "приписки" к объекта ОС к материально-ответсвенному лицу с изменением, либо без изменения подразделения, в котором он учитывается. Для этих целей в Программе РАСА служит документ Внутреннее перемещение (ЩОС) в котром Пользователь может выбрать передающее и принимающее материально-ответсвенное лицо, а так же передающее и принимающее подразделения. Пользователь может распечатать документ Внутренне перемещение в виде типовой формы ОС-2.

Изменение степени использования

При необходимости изменения степени использования ОС, например, для вывода на консервацию или в запас так же используется документ Внутреннее перемещение (ЩОС), в котором в качестве передающего и принимающего МОЛ используется один и тот же сотрудник. Таким документом можно установить любую степень использвания.

Изменение режима налогообложения

При необходимости измененить режим налогообложения (основное средство стало применяться в деятельности Организации, подлежащей налогообложению в режиме отличном от того, в котором оно применялось до этого), сноваиспользуется документ Внутреннее перемещение (ЩОС), в котором можно установить любое новое сочетание режимов налогообложения.

Выбытие

Существует много причин для выбытия ОС (продажа, прекращение использования вследствие морального или физического износа, ликвидация при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации и т.д.). При выбытии ОС в случаях не связанных с передачей его другоому лицу необходимо использовать Акт списания ОС, если выбытие связано с передачей ОС другому лицу, например, с продажей ОС, то необходимо использовать Акт передачи ОС.

Выбытие ОС является действием обратным принятию к учету, т.е. актив перестаёт учитываться, как основное средство, но при этом могут появиться материальные ценности, требующие учета на складе Органиазции. Кроме того, Организация может нести и другие затраты, связанные с выбытием ОС, например, могут потребоваться услуги внешних организаций для демонтажа ОС, для доставки его новому владельцу (при продаже) и т.д.

По аналогии с Актом оприодовани ОС в Акте списания и Акте передачи можно учесть затраты, связанные свыбытием ОС и появившиеся в результате выбытия материальные ценности. Затраты вводятся в Программу РАСА Ведомостями затрат (ВДЗ), а материальные ценности учитываются по разному в зависимости от варианта выбытия:

Переоценка ОС

В Организации может быть принято решение о переоценке групп однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Для переоценки ОС в Программе РАСА предназаначен документ Переоценка ОС (ЦОС).

Амортизация ОС

Для расчета налога на прибыль организаций ежемесячно начисляется амортизация. Документ, который выполняет эту операцию так и называется Начисление амортизации (АОС). Для того, чтоб Основное средство попало в документ при его автоматическом формировании, необходимо одновременно выполнение следующих условий:

Расчет амортизации в бухгалтерском и в налоговом учете выполняется линейным способом. Ежемесячная норма амортизации рассчитывается по-разному для налогового и для бухгалтерского учета:

Пример:
Основное средство оприходовано с первоначальной стоимостью 100000р и сроком полезного использования 25 месяцев.
На десятом месяце эксплаутации был выполнен восстановительный ремонт, по результатам которого превоначальная стоимость была установлена в 150000р, а срок полезного использования увеличен до 30 месяцев.
Первые десять месяцев нома амортизации и в управленческом и в налоговом учете составляла 100000/25 = 4000р
Начиная с одинадцатого месяца:

Соответсвенно, в бухгалтерском учете ОС будет самортизировано в "0" через 30 месяцев эксплуатации, а в налоговом - через 32 месяца
10 * 4000 + 20 * 5500 = 10 * 4000 + 22 * 5000 = 150000

Отчеты по основным средствам

В программе РАСА предусмотрено два отчета по состоянию принятых к учету Основных средств: